- Бизнес -

Тренды после санкций.



Россия получает статус гиперизгоя — максимально изолированной системы. Рынок будет неизбежно меняться, а потому критически важно понимать, какие устойчивые тренды возникнут уже в ближайшие месяцы.


— Тренд №1. Импортозамещение


В условиях экономической блокады и слабого рубля страна возьмет курс на локальные производства с максимальным импортозамещением.


— Тренд №2. Сокращение потребительских расходов


Люди, которые раньше могли себе позволить отдавать некоторые процессы на аутсорс, сейчас будут все делать сами.

Например, если раньше машину отдавали на автомойку, то сейчас будут пользоваться мойкой самообслуживания. Если раньше покупали бренды, то сейчас будут ходить в ателье или начнут шить самостоятельно — причем найдут в этом много преимуществ: стандартизированные параметры масс-маркетов не подходят по крайней мере 20% покупателей.

Концепция такая: будут создаваться и расти бизнесы, формирующие потребление в своем городе.


— Тренд №3. Обучение базовым навыкам предпринимательства


Люди, которые что-то умеют, будут востребованы, но, помимо уже имеющихся навыков, им потребуется базовое понимание бизнес-процессов


— Тренд №4. SEO-продвижение


С блокировкой Meta, отключением монетизации YouTube и ограничениями в TikTok, мы потеряли многие каналы привлечения трафика, поэтому старые каналы по типу SEO будут востребованы — соответственно, повысится и спрос на обучение.


— Тренд №5. «Русский маркетинг»


Российские маркетологи будут привлекать трафик из оставшихся соцсетей — Telegram, VK, Яндекс.Дзен. Вырастет спрос на школы, которые будут обучать этому людей.


— Тренд №6. Криптовалюты


Популярность криптовалют в условиях пошатнувшегося рынка и страха перед долларовой монетарной системой стремительно возрастет, как и популярность обучений в этой сфере.


— Тренд №7. Азиатская культура


Уход западной культуры предполагает переориентацию взглядов. Возрастет интерес к восточной культуре, потому что предпринимателям будет важно понимать менталитет китайцев, вьетнамцев, малазийцев, индийцев, индонезийцев и так далее. Для нас это — совершенно новая культура, и эксперты в этой теме будут востребованы. Не забывайте и про языки.


— Тренд №8. Работа с Юго-Восточной Азией


Многие думают в этом направлении, но заглядываются исключительно на Китай. Юго-Восточная Азия несколько больше, а многие вещи производят, например, во Вьетнаме и Пакистане. Более того, брендовые вещи, которые производятся там, могут со временем попасть на российские прилавки с измененным брендом. Адидас и Абибас будут делаться на одной фабрике — разница только в лого.


— Тренд №9. Психология стойкости


Психология выхода и стойкости — альтернатива психологии позитива. Когда люди находятся в кризисной ситуации, им необходимо развивать стрессоустойчивость и умение действовать в условиях неопределенности, пока окружающие теряют работу.


— Тренд №10. Спорт на дому


Не все люди смогут позволить себе спортзал, поэтому станут востребованы курсы по поддержанию физической формы дома.


— Тренд №11. Помощь в трудоустройстве


И снова о потере рабочих мест: будут востребованы курсы о том, как не потерять работу или найти новую, связанные с собеседованиями, поисками, самопрезентацией, возможно, с ораторским и актерским искусствами.

Вероятно, в тренде также будут обучения по развитию софт-скиллов, которые необходимы, чтобы удержаться на уже нагретых местах.


— Тренд №12. Hard Skills


В условиях бизнеса, максимально сокращающего издержки, твердые компетенции станут остро востребованы. В этот список попадает IT, маркетинг и все, что связано с цифровыми сервисами.

Если раньше люди без учета компетенций могли выполнять некоторые задачи, то теперь им надо показывать свою состоятельность на рабочем месте.


— Тренд №13. Антикризисный консалтинг


Обретет популярность все, что связано с кост-катингом, сокращением издержек и налоговой оптимизацией. Бизнес будет стараться выживать, и нужны люди, которые смогут быстро внедрить антикризисные меры.


— Тренд №13. Образовательная навигация


Раньше детей готовили для поступления в Чехию, Польшу, США, но даже если эти вузы будут открыты, скорее всего, в ближайшее время родители просто побоятся отправлять туда детей. Поэтому появится запрос на навигирование детей как с точки зрения подготовки к каким-то новым историям, так и с точки зрения выбора личного маршрута.


— Тренд №14. Падение рынка обучения английскому языку


Просядет ниша обучения английскому для детей. Отток связан с тем, что взрослые больше ничего не будут ждать от сил объединенного запада, и потому надо смотреть в сторону Азии. Английский все равно будет актуален, но конкуренция ужесточится.


— Тренд №15. Снижение востребованности в специалистах по работе с ценными бумагами


Пока биржи закрыты, курс скачет, а в экономике дикий хаос, сложно прогнозировать востребованность специалистов. Возможно, на них появится запрос в контексте управления акциями в кризисных условиях, но это точно не будут курсы для новичков — только ценная информация для уже продвинутых игроков.


— Тренд №16. Смерть soft skills


Софт-скиллс в их старой парадигме отпадут: все, что про лидерство и умение коммуницировать — шелуха, которая не будет нужна в ближайшее время.


— Тренд №17. Смерть курсов-пустышек


Позитивная психология в контексте дыхания маткой и марафонов желаний отжила свое, потому что основная аудитория продуктов зависит от кошельков мужей, которые, в свою очередь, перестанут давать деньги на инфоцыганские фокусы.


— Тренд №18. Уход курсов по Instagram и YouTube с рынка


Блокировки, ограничения и отсутствие ясности по функционированию платформ убивают актуальность обучения профессиям в этих направлениях.


— Тренд №19. Падение спроса на курсы поступления за границу


Подготовка к поступлению детей за границу в ближайшее время востребовано не будет — тоже понятно, почему.


— Тренд №20. Эзотерика — все?


Неизвестно, какой спрос будет на астрологию, эзотерику и прочие гадания. С одной стороны, люди в диком раздрае и кинутся искать ответы там, где им было комфортно раньше. С другой — это не предмет первой необходимости.


— Тренд №21. Падение интереса к хобби


Хобби теперь будут ужиматься, особенно те, что никак не связаны с предметами первой необходимости. Например, курсы по кулинарии могут остаться на плаву: людям не до ресторанов, а готовить дома захочется разнообразно и вкусно. С другой стороны, курсы по изучению искусства или литературы могут остаться без покупателей.


— Тренд №22. Возвращение патриархального строя


Все происходящее говорит о том, что скоро вернется патриархальный уклад: женщины будут сидеть дома из-за увольнений, готовить и заниматься детьми.